«ПЕСНИ ПРО ТЕСТО. Под какие звуки рождается гражданское общество?» «Медведь»
Правый рэп
У правых давно есть своя музыка. Это может быть сербское монашеское пение, тот же Костя Кинчев или даже «Коррозия металла» с их «Бей чертей!», не выходящая из моды в среде националистов вот уже двадцать лет. Новым их музыкальным трендом стал сибирский протестный хип-хоп и рэп, пришедший на смену сибирскому панку и сохранивший все тот же социальный пафос и мессианство. Прежде всего это Андрей Бледный и его проекты «Лед 9» и «25/17» – намек на библейский стих о неотвратимом Божьем возмездии. «Революция» – то же «народно-рабфаковское» сравнение общества с дурдомом, плюс явная отсылка к Кену Кизи с его «овощами» и лоботомией: «Они нам пишут диагноз, мы им – приговор!». Сибиряки дружат с нацболом Захаром Прилепиным. «Дым» омской группы «Грот» – правый манифест с удачным неологизмом «нефть имущие» и вполне ожидаемым православием. «Выстоим» – культ здорового образа жизни и подготовки себя к финальной конфронтации. Фаддей в «Девяти верстах» рассказывает про славянство, партизанство и защиту своей земли, а «D-Man 55» в «Империи» обещает, что она еще расправит над нами свои светлые крылья.
Хип-хоп прост в исполнении, что и сделало его когда-то уличной культурой угнетенных, вытесненных и всегда готовых к конфликту молодых людей. В США это были чернокожие потомки рабов. У нас – провинциальная молодежь, недовольная деградацией своих городов, цинизмом властей и притоком мигрантов. Сегодня эта молодежь в тяжелых сапогах шагает на оппозиционных митингах в правой колонне. «Белого рэпа» так много и развивается он так быстро, что никакому обозрению и анализу не поддается. «Сжимая меч» – вот сквозной образ их стихов, атмосфера политического фэнтези, знакомая правым романтикам, а также фанатам компьютерных и «военно-исторических» костюмированных игр.
Есть, конечно, и другой хип-хоп; тот же Нойз МС с его «Мерседесом 666» пытается соответствовать как раз заграничному леволиберальному или антиавторитарному мейнстриму, и у него это выходит лучше, чем у многих. А вот многолетние попытки Sixtynine и Виса Виталиса распространить собственную, крайне левую, версию «белого рэпа» особого успеха за пределами узкого круга молодых коммунистов не имели. Очевидно, время отечественных Public Enemy еще не наступило.